Экскурсия по Нижнему Новгороду
Пешеходная экскурсия по Нижнему Новгороду
Пешеходная экскурсия по Нижнему Новгороду
Пятый по численности город России, Нижний Новгород основал князь Георгий Всеволодович во время колонизации финно-угорских земель. Потом Нижний был центром Великого княжества (1341—1392), форпостом Москвы в деле завоевания Казани (XVI век), важнейшим губернским и торговым городом к северу от столицы (XVIII век), локомотивом промышленности и ярмарочной торговли (XIX век), оплотом пролетариата во время революции, сгустком военно-промышленных производств и закрытым от иностранных глаз городом Горьким (1932—1990), наконец, местом непродолжительных реформ Немцова — Явлинского в 1990-е годы.
Нынешний Нижний — это великолепие стрелки Волги и Оки, могучий, вознёсшийся на Дятловых горах, кремль, купеческая старина в центре, обширные промзоны при подъезде из Москвы и заволжские просторы.
Географически Нижний Новгород делится строго на две части рекой Окой: историческая Нагорная часть на правом берегу (Нижегородский, Советский и Приокский районы) и промышленно-спальная Заречная на левом. Основные достопримечательности Нижнего Новгорода расположены в Нагорной части: Кремль, набережные, церкви, пешеходная Большая Покровская улица. Там же овраги и Дятловы горы (80—100 метров), что создаёт массу транспортных проблем.
Главная улица Нижнего Новгорода — это пешеходная Большая Покровская (2 км), которая связывает четыре центральные площади: Минина, Театральную, Горького и Лядова. Это аналог московского Арбата, саратовского проспекта Кирова и казанской Бауманки, одна из лучших пешеходок в России. Началом прогулки может служить как площадь Лядова, когда ещё по Большой Покровке ходит транспорт (трамваи № 2, 5, 10, 18, 27 и множество автобусов), так и площадь Горького, где в конце 2012 года появилась первая станция метро в нагорной части города — «Горьковская». Между площадями Лядова и Горького интересного немного, улица застроена в основном патриархально-деревянными домиками, в один из которых вы можете зайти. Это частный музей русского прикладного искусства (№ 70) — в основном там самовары, лично отреставрированные хозяином Иваном Ладашевым. На площади Горького, где начинается пешеходный гламур Большой Покровки, вы видите на высоченном пьедестале памятник Максиму Горькому (1952) и Главпочтамт, или Дом связи (1936).
Ну, а дальше справа потянется череда справных купеческих домов, слева же зайдите в стеклянное здание советского времени — это магазин-салон и Музей художественных промыслов Нижегородской области (№ 43, 4-й этаж). Там представлены резьба по дереву, городецкие пряничные доски, ложки, хохломская и Городецкая росписи, казаковская филигрань, замки, ножи, пурехские колокольчики, варнавинская резная кость, шахунские ткани, балахнинское кружево. Есть ещё любопытный музей «История средневековых наказаний» (№ 53) — смесь выставки орудий пыток и истории правоохранительных органов. К нему нужно пройти в глубину слева за кинотеатр «Октябрь», в здание стадиона «Динамо», на котором, кстати, зимой — хороший каток. По соседству с музеем промыслов — Нижегородский кукольный театр (№ 39, 1912, архитектор Шехтель с перестройкой 70-х годов) с симпатичными флюгерками. Напротив него — поликлиника (№ 38, 1915) со странными грифонами на фасаде. Перейдя Университетский переулок, слева вы видите величественный корпус филфака ННГУ (№37, 1885, архитектор Лычин) с памятником почему-то математику-физику Николаю Боголюбову, руководителю центра ядерных исследований в Дубне, а справа — Дом офицеров (№ 30, 1861 — 1874, архитектор И.К. Кострюков), перед которым обычно выставляется нижегородский Монмартр в виде картин местных художников. На углу улицы Грузинской — одна из симпатичных достопримечательностей Нижнего Новгорода, здание Государственного банка (№ 26, 1913, архитектор Владимир Покровский) в виде смеси средневековой европейской крепости и русских боярских палат, над его интерьерами работали палехские мастера братья Пашковы. На следующем оживлённом перекрёстке с улицей Октябрьской справа видим ДК им. Свердлова (№ 18, бывшее дворянское собрание, 1820), внутри которого есть экзотариум, а в сквере напротив — памятник Свердлову (1957).
После этого мы оказываемся на Театральной площади, и там стоит выполненный в традициях позднего европейского Возрождения Академический театр драмы им. Горького (№ 13, 1894—1896). Театр в Нижнем был ещё с конца XVIII века, но конкретно этот был открыт 14 мая 1896 года оперой Глинки «Жизнь за царя», где главную партию пел молодой Фёдор Шаляпин. Площадь перед театром — излюбленное место отдыха нижегородцев. Здесь тихо, спокойно и красиво, стоит памятник Н.А. Добролюбову (1986). Прямо напротив театра направо уходит улица Пискунова, там можно зайти в Рус-ский музей фотографии (№ 9 а). Дело в том, что Нижний Новгород — одна из колыбелей русской фотографии. Музей небольшой, осмотр займёт полчаса.
Последний участок Большой Покровки до нижегородского Кремля — самый старый. Справа в одном из дореволюционных магазинов открыт т.н. Дом бабочек (№ 10), напротив в трёхэтажном особняке №9 (1842—1844, архитектор Георг Кизеветтер) в обувном магазине Порхуновых в «мальчиках» служил Алёша Пешков, будущий Максим Горький. Во дворе — галерея «Юрковка»), где представлены произведения флорийской мозаики художника Александра Юркова, сделанные из листьев, трав и клея. Исторически значим приземистый домик № 8, в котором была мастерская гравера Моисея Свердлова и где родилось множество его детей. Среди них знаменитыми стали революционер, кровавый механик Октябрьской революции и инициатор расстрела царской семьи Яков (1885—1919), а самый старший Зиновий (1884—1965), крещённый при посредничестве Максима Горького и взявший потом фамилию Пешков, эмигрировал на Запад и стал французским генералом, дипломатом и соратником Шарля де Голля. Сейчас в доме — музей «Покровка, 8», состоящий из интерьера лавки Свердловых начала XX века и детского музейного центра «Королевство кривых зеркал». Завершают Большую Покровку справа учебный театр Нижегородского театрального училища (№ 4 а, 1775, архитектор Яков Ананьин) — старейший дом улицы, где жил Иван Кулибин, выполняя по заказу амбициозного купца Костромина диковинные часы для Екатерины II, библиотека (№ 2, 1904, архитекторы Вернер и Вешняков) с бюстами писателей в нишах, а слева — трёхэтажное здание доходного дома Фроловых (№ 7, 1880-е, архитектор Владимир Лемке) и великолепный Дворец труда (№ 1, 1902, архитектор Владимир Цейдлер, псевдорусский стиль). Это бывшая городская дума, а ныне облсовпроф. Хороши там интерьеры, но свободного входа нет.